Новости
Музыка
Проза Ru
Арт Eng
Форум
Гостевая
Наши спонсоры
 
-
 

Александр Эльяшов

 

ЕВРЕИ И РИМ. КРУШЕНИЕ НАДЕЖДЫ


С приходом к власти в Риме императоров-христиан, положение евреев в Эрец-Исраэль и других провинциях Римской империи резко осложнилось.
Это объясняется тем, что в основу государственной идеологии была положена религия не только оспаривающая у евреев право на толкование Библии, но и напрямую обвинившая их в Богоубийстве.
При этом надо иметь в виду, что в ранних евангельских текстах не наблюдается острой враждебности. Распятие рассматривалось прежде всего как дело рук самих римлян. Но по мере развития традиции Нового Завета место споров с фарисеями, мудрецами и Первосвященником заняла полемика против евреев и иудаизма, а представление об отдельных евреях как врагах Иисуса сменилось демонизацией всего еврейского народа в целом.
Какие же события происходили в те далекие годы, как отразились они на судьбе евреев?
Годы правления последних языческих императоров были относительно мирными для евреев проживающих в Империи. Диоклетиан, который правил в Риме во времена Патриарха рабби Иехуды III*, а так же его непосредственные преемники, разрешали евреям придерживаться своей веры без всяких ограничений.
Историческая перемена произошла во времена правления императора Константина I, когда он сделал христианство официальной религией Рима. Следует отметить, что в его Декрет о веротерпимости были включены и евреи. В соответствии с этим Декретом каждому человеку было предоставлено право придерживаться своей религии. Однако в 312 г. н.э. Константин переходит в христианство и делает его государственной религией Империи.
В начале иудаизм был включен в число религий, которым было разрешено функционировать в соответствии с Декретом. Но уже тогда было вынесено решение, в соответствии с которым иудаизм было разрешено исповедывать только тем, кто в нем родился. Переход в иудаизм был запрещен и карался смертью, евреям запрещалось иметь рабов-христиан, запрещалось преследовать тех, кто перешел в христианство из иудаизма.
Именно Константин издал известную прокламацию, в которой говорилось, что тот кто преследует евреев заслужит Божью милость. В 325 г. н.э. в Никее был проведен I Вселенский Собор христианской церкви. На этом соборе церковью были введены основные изменения, отличающие христианство от иудаизма: день отдыха был перенесен с субботы на воскресенье, а праздник Пасхи, праздновавшийся в первый день Песаха, был перенесен на воскресенье следовавшее за полнолунием весеннего месяца.
В своем завещании Константин разделил управление Римской Империей между своими тремя сыновьями и другими ближайшими родственниками. Но сразу же после смерти Константина, последовавшей в 337 г. н.э., в Константинополе вспыхнул военный мятеж, в результате которого почти вся семья Константина была уничтожена. Власть в Империи захватили сыновья императора - Константин II, Констант и Констанций II. Двоюродные братья Констанций Галл и Флавий Клавдий Юлиан были сосланы в Мацелл (провинция Каппадокия).
При Константине II пропасть между христианами и евреями еще больше расширилась: законы против христиан перешедших в иудаизм стали более строгими, были запрещены браки между евреями и христианами.
В результате междоусобной борьбы двое из сыновей императора - Константин II в 340 г.н.э. и Констант десятью годами позже, были убиты. С 350 г. н.э. Констанций стал править Римом единолично**.
Захватив власть, Констанций II подтвердил запрет на браки между евреями и христианами и ввел в действие закон запрещающий евреям посещать Иерусалим.
Современники отмечали, что он был хитрее и удачливее своих братьев, но в целом характеризовали его как человека весьма посредственного. Приверженность к христианству сочеталась в нем с бабьим суеверием. Вскоре, учитывая тяжесть внутреннего и внешнего положения Рима, Констанций назначает одного из двоюродных братьев - Констанция Галла цезарем (т.е. соправителем с ограниченными полномочиями) Востока. По своей натуре Галл был свирепым чудовищем, жестоко обращавшимся с невинными людьми. Во время его правления, в 351 г. н.э., в Циппори (Эрец-Исраэль) вспыхнуло восстание, которое быстро распространилось на всю Галилею, но было жестоко подавлено римлянами. Циппори, Лод и несколько других городов были разрушены и сожжены. Все жители Циппори были приговорены к смерти.
Жестокие методы управления, ставшие источником смуты в государстве, вызвали недовольство Констанция II, и в 354 г. н.э. по подозрению в подготовке захвата власти Галл был схвачен и казнен.
Вскоре после этих событий Циппори, Лод и другие разрушенные города были восстановлены.
Немного времени спустя после казни Галла, резко обострилась обстановка на границе с Персией, одновременно возобновились набеги алеманнов и франков на Галлию. В этих условиях, в 355 г. н.э., Констанций вызывает из ссылки Флавия Клавдия Юлиана, которому покровительствовал епископ Евсевий, женит его на своей сестре Елене, и назначает цезарем Востока.
Молодого цезаря с небольшой армией направляют в Галлию отражать нашествие варварских племен. При этом многие современники не сомневались, что Юлиана отправили на верную гибель, настолько ничтожны были его силы и малы полномочия. «Тогда повсюду ходила молва, будто Юлиан был сделан цезарем, не для того чтобы облегчить трудное положение Галлии, но чтобы сам он погиб в жестокой войне, так как думали, что при своей полной неопытности в военном деле он даже не вынесет звука оружия!» - свидетельствовал Аммиан Марцеллин***.
В Галлии Юлиан достиг неожиданных успехов, он добился популярности у солдат заботами об их нуждах и одержал ряд побед над франками и алеманнами в войне, которая велась на территории современного Эльзаса и по обоим берегам Рейна. Особенно знаменита его победа при Аргенторате (современный Страсбург), где в плен был взят Хнодомар - один из вождей франков.
В этот момент Констанций, опасавшийся роста мощи своего младшего соправителя, потребовал у Юлиана отборные части галльской армии, якобы для продолжения войны на Востоке. Но легионеры отказались повиноваться Констанцию и провозгласили императором с титулом августа Юлиана. В этой обстановке Юлиан проявил тактичность и прислал Констанцию вежливые письма, где объяснил, что все свершилось по воле воинов, и предложил разрешить сложившуюся ситуацию полюбовно. Констанций отверг предложения Юлиана и стал готовиться к войне с ним, но неожиданно заболел и умер. Перед смертью он провозгласил Юлиана своим наследником.
Современники отмечают, что даже став императором Юлиан сохранил скромность, доброжелательность, а так же трудолюбие, но следует отметить, что письма Юлиана свидетельствуют о некоторой неуравновешенности его натуры: одни из них отличаются логичностью и ясностью, а другие сумбурностью и неотчетливостью. Впрочем сам Юлиан прекрасно сознавал это и письмо философу Максиму начал такими словами: «Все разом обступает меня и не дает говорить - ни одна из моих мыслей не уступает дороги другой - назови это душевной болезнью или как тебе угодно».
На фоне свидетельств современников совершенно неуместной выглядит характеристика данная Юлиану советским историком А.Б. Райновичем (1885 - 1948 гг.), который назвал Юлиана «юродствующим императором».
Придя к власти Юлиан сразу же резко изменил внутриполитический курс Римской Империи. Вся его деятельность была направлена на возрождение клонящейся к упадку экономики и на поддержку беднейших и наиболее угнетаемых слоев населения Рима.
В идеологической сфере он отказался от христианства как от государственной религии и стал проводить проязыческую политику. Но при этом Юлиан не открыл гонений против христиан, как это делали его предшественники и преемники по отношению к язычникам. Он провозгласил свободу вероисповедания; единственный его враждебный христианам акт - запрещение преподавать светские науки. В то же время в то же время запрет этот был выражен в весьма умеренной форме. Формулировка была такова: «Преподаватель должен быть честен, а не двуличен; по этому христианин не может быть допущен к преподаванию Гомера и других классиков, которых он считает сынами сатаны».
Он стремился так же искупить обиды нанесенные евреям языческим и христианским Римом. После продолжительных дискуссий с вождями еврейского народа, Юлиан принял решение возвратить евреям Иерусалим, изгнать из него христиан, восстановить Храм и богослужения в нем. примечательно то, что попытка восстановления Храма была осуществлена, но смерть Юлиана помешала ее завершению. В одном из своих декретов он призвал евреев вернуться на Родину и править ею по обычаям предков. В другом объявил об отмене налогов, которыми его предшественники намеревались обложить евреев.
Отправляясь в поход против Персии, он объявил о намерении отстроить Иерусалим, заселить его и вместе с евреями «воздать хвалу величайшему из богов». Известно, что переписываясь с Патриархом, Юлиан обращался к нему со словами: «Моему брату, уважаемому Патриарху Иллелю».
В 363 г. н.э. Юлиан предпринял давно задуманный им поход против персов. Поначалу он одержал несколько побед, дошел до столицы Сасанидов**** города Ктесифон, но взять его не смог и был вынужден отступить.
Во время отступления, в одном из боев, Юлиан был смертельно ранен копьем, вероятно одного из своих воинов. Современники утверждали, что этот воин был христианином.
Гибель Юлиана положила конец всем его нововведениям и нанесла тяжкий удар по евреям, однако подтвердила сомнения некоторых законоучителей по поводу возможности достижения Избавления с помощью римлян.

ПРИМЕЧАНИЯ
*Годы правления: Патриарх рабби Гамалиель IV - 270…290 гг. н.э.
Патриарх рабби Иехуда III - 290…320 гг. н.э.
император Диоклетиан - 284…305 гг. н.э.
**Это утверждение не совсем верно. Вплоть до 353 г. н.э. Констанцию пришлось
вести упорную борьбу за власть с узурпаторами, объявившимися в различных
провинциях Империи.
***Аммиан Марцеллин (около 330…400 гг.нэ.) - один из крупнейших
историков античного мира. Его труды являются ценным источником
по истории поздней Римской Империи.
****Сасаниды - династия правившая в Персии в 226…634 гг. н.э.


БИБЛИОГРАФИЯ
1. А.Н. Бадак и др. История древнего мира. Древний Рим. Минск. 2000 г.
2. А.Б. Райнович. Первоисточники по истории раннего христианства.
Античные критики христианства. Москва. 1990 г.
3. Е.В. Федорова. Люди императорского Рима. Москва. 1990 г.
4. Л. Шиффман. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху
Второго Храма и период Мишны и Талмуда. Москва. 2000 г.
5. Краткая Еврейская Энциклопедия. Т3. Иерусалим. 1986 г.
6. История еврейского народа. Восстание Бар-Кохбы.
Земля еврейского народа в II - IV вв. Сайт: www.school.ort.spb.ru
7. Юлиан. Сайт: www.krugosvet.ru
8. Под правлением ранних императоров. Сайт: www.chassidus.ru


БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Эльяшов Александр Львович - кадровый офицер запаса, родился в 1954 году . С 1974
по 2001 г. проходил службу в Вооруженных Силах. С 2001 г. активно участвует в программах ЕКЦ «Бейт Дан». Имеет публикации в журнале «Истоки».


 

 

Hosted by uCoz