Новости
Музыка
Проза Ru
Арт Eng
Форум
Гостевая
Наши спонсоры
 
-
 

Александр Эльяшов

 

ЗАГАДКИ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАББАЛЫ



Каббала…В Талмуде так называются части Торы не входящие в Пятикнижие. Непосредственно в постталмудическую эпоху так обозначается вся Устная Тора. По мере кодификации и канонизации Учения, область применения термина «Каббала» сужается, сдвигаясь при этом в его некодифицированную область.
Что же представляет собой Каббала? На этот и другие вопросы, связанные с Каббалой, попытаемся ответить с точки зрения самих каббалистов.
По их мнению - Каббала это методика постижения духовных миров и нашего мира, как их следствия. С одной стороны, изучение Каббалы дает нам знание о духовных мирах, с другой стороны сам процесс постижения Каббалы развивает в нас дополнительный орган ощущения, позволяющий нам войти в контакт с духовными мирами.
Что дает человеку Каббала? Согласно Каббале есть четыре вида Знания, которые может и должен постичь человек:
Творение: Изучение создания и развития миров в объеме постижимом человеком, а именно: каким образом Творец путем последовательных сокращений создал миры и существа, их населяющие. Законы взаимодействия духовного и материального миров и их следствия.
Функционирование: Изучение сущности человека, его взаимосвязи и взаимодействия с духовным миром.
Кругооборот душ: Изучение сущности каждой души и ее кругообращения. Связь души с общим управлением системы миров, ее кругообороты, циклы жизни и смерти - от чего зависят все наши пути в этом мире.
Управление: Изучение нашего мира - не живой, растительной, и животной природы, их сущность, роль и управление ими из духовного мира.Управление свыше и наше восприятие Природы, Времени, Пространства.
Как возникла и развивалась Каббала? По традиции первым каббалистом был Праотец Авраам. Накопленные им знания и методику их получения он передал последующим поколениям каббалистов устно и в книге «Сефер Йецира».
Каждый каббалист к накопленному им опыту добавлял свою индивидуальность , но Моше подробно изложил все эти знания в книге названной им «Тора», от слова «ор» - свет и слова «ороа» - инструкция (т.е. постижение света).
В период между Первым и Вторым Храмом началось изучение Каббалы в организованных группах каббалистов.
Со времени разрушения Второго Храма и до наших дней историю Каббалы можно разделить на три периода.
Первый период (3 в. н.э. - первая половина 16 в.). В начале этого периода рабби Шимон бен-Йохай, ученик рабби Акивы, записывает книгу «Сефер га-Зоггар». Столетиями книгу «Зоггар» изучали тайно, маленькими каббалистическими группами. Впервые она была опубликована кастильским каббалистом Моше Шем Тов де Леоном в 13 веке (существует мнение, что большая часть книги была написана самим де Леоном между 1270 и 1305 гг.).
Второй период (вторая половина 16 века - конец 19 века). Этот период неразрывно связан с именем рабби Ицхака Лурии (р. в 1534 г., ум. В 1572 г.). Он родился в Иерусалиме и в 1570 г. переезжает в Цфат, где начинает преподавать Каббалу. Он оставил нам основополагающую систему постижения Каббалы. Согласно его воле, все его труды были спрятаны, с тем чтобы раскрыться в том поколении, которое будет достойно этого.
Затем в течение двухсот лет продолжается период активного изучения Каббалы. В 19 веке интерес к Каббале угасает.
Третий период (начало 20 века и до наших дней). Это методика рабби Йегуды Ашлага. Он родился в 1885 году в Лодзи, а в 1921 году репатриировался в Эрец-Исраэль. Некоторое время он был раввином иерусалимского района Гиват Шауль. Уже тогда он начал разрабатывать свое учение, но к комментарию на «Зоггар» приступил лишь в 1943 году.
Продолжателем его дела стал рабби Барух Ашлаг, разработавший свою методику постижения Каббалы.
О чем говорит Каббала? Об онтологии - о бытии мира - говорит Библия. И Каббала не заменяет библейские откровения, а представляет собой путь, идя по которому, человек может приобщиться к тайному смыслу Торы, к жизни творческого Слова во Вселенной. Как известно первой буквой Библии является Бейт: Пятикнижие начинается со слова Берешит (Вначале).Эта буква в иврите обозначает предлог (в), указывающий, на реальность: именно так, именно здесь, определенно. И не случайным является то, что некоторые важнейшие книги Каббалы начинаются с буквы Каф, которая сходна по форме с Бейт, но может оозначать нечто совсем иное.Как, если бы, словно - так следует переводить предлог, записывающийся с помощью этой буквы. Во многих старинных Мидрашим например Мидраш Танхума и Ваикра Раба 19,2) говорится, что путая эти две буквы (Бейт и Каф), меняя их местами, можно разрушить Мироздание. И, наверное, не следует забывать, что понятия Каббалы обитают под знаком Каф, а не под знаком Бейт.
Одним из важнейших в Каббале является учение о десяти Сефирот - учение о десяти сосудах или орудиях, в которых воплощается Божественная Воля. Сефирот - универсальные принципы строения мира, сочетание и проявление которых определяет всю совокупность и все многообразие Бытия, от высочайших духовных уровней проявления Божественного до мельчайших структур телесной оболочки Вселенной.
Каббала дает имя каждой из Сефирот, разделяет их на группы и объясняет, каковы значения каждой из них и каковы их взаимосвязи.
Вот порядок Сефирот:


Три Сефиры соотносимые с мозгом (разумом)
1.Хохма (Мудрость)
2.Бина (Разумение)
3.Даат (Знание)

 

Семь Сефирот соотносимых с сердцем (эмоциями, чувствами)
4.Хэсед (Милость)
5.Гвура (Строгость)
6.Тифорет (Красота, Великолепие)
7.Нецах (Вечность)
8.Год (Величие)
9.Йесод (Основа)
10.Малхут (Царство)

 

Но для того, чтобы пользоваться языком Сефирот корректно, необходимо постоянно отдавать себе отчет в том, что он предназначен не для онтологических описаний, - это прежде всего метод дающий возможность прикоснуться к бытию невыразимого и непостижимого. Дерево Сефирот представляет собой структуры вышнего Человека (Адама кадмона) - гармонию, в которой противоположные тенденции правой и левой сторон сводятся в единство средней линией, линией разрешения и согласования противоречий.
Учение о Сефирот в Каббале детализируется и дополняется теориями Парцуфим (Персоны) и Оламот (Миры).
Каббала рассказывает о четырех Оламот. Вышний Олам называется Ацилут (Эманация, Излучение), т.е. мир предшествующий всему сотворенному. Затем следует Брия (Творение), Иецира (Формирование), и Асия (Созидание).
Отдельного внимания заслуживает вопрос о связи между Каббалой и музыкой, Словом и Музыкой.
Значение музыки для достижения пророческого состояния неоднократно подчеркивается в Писании. Например в предсказании пророка Шмуэля, данного им царю Шаулю (Шмуэль 1 10:5) говорится: «А когда подойдешь к городу, встретишь группу пророков, идущую с высоты, с арфой и барабаном, с флейтой и лирой, и они вызовут у себя видения». Посредством музыки пророк устанавливает связь с высшими мирами и достигает пророчества.
Рабби Моше-Хаим Луццато (Рамхал) в книге «Адир ба-Маром» пишет, что планеты приводятся в движение музыкой. Вот его слова: «Все происходящее на небесах приводится в движение музыкой, и все небесные светила управляются ей».
У каждой планеты есть своя мелодия. Это подтверждается открытиями, сделанными недавно в США. Рамхал утверждает прямо обратное: не планеты поют, а музыка влияет на планеты и движет ими.
Интересно так же отметить, что по мнению «Сефер га-Зоггар» сами созвездия творят музыку. В другом месте «Сефер га-Зоггар» говорит о музыке Солнца, настолько великолепной, что если бы человек услышал эту музыку, то душу покинула бы его тело. Рамбам в книге «Море нивухим» («Путеводитель заблудших» Ч2. Гл.8) пишет о музыке сфер.
Цикл из семи нот соответствует так же семи Пастырям Израиля: Аврааму, Ицхаку, Яакову, Моше, Аарону, Йосефу, Давиду.
Неотъемлемой частью Каббалы является учение о гематриях. Гематрией называется система толкования слов и словосочетаний, основанная на числовом значении букв, из которых состоят эти слова.
В барайте (т.е. галахическом положении не включенном в Мишну рабби Йегуды Га-Наси) передаваемой от имени рабби Элиэзера,сына рабби Йоси Га-Глили (2 в. н.э.) приводятся тридцать два способа толкований, которыми пользуются мудрецы для интерпретации текста Торы. Двадцать девятый способ состоит в исследовании «первичной гематрии», т.е. суммы числовых значений всех букв слова. Следует отметить, что кроме первичной гематрии применяются и другие системы гематрий, рассмотрение которых не входит в задачи статьи.
Мидраш Танхума рассказывает, что числовые значения еврейских букв были даны народу Израиля на горе Синай. Рабби Яааков Эмден в своем комментарии к Пиркей Авот «Лехем Шамаим» (Хлеб небесный) в конце третьей главы излагает основные принципы употребления гематрий: «Нельзя использовать гематрию для того, чтобы привнести в Учение то, что не согласуется с мнением мудрецов прошлых поколений, исходивших из знания традиций. Однако можно прибегнуть к гематрии для того, чтобы найти еще одно подтверждение их высказываниям, и заслуга того, кто найдет подобную гематрию весьма велика. Так пусть не устанет мудрый искать гематрии, чтобы подтвердить слова Истины».
Важную роль в Каббале играет система архетипов - система скрытого смысла в текстах и образах. Символическое использование в Торе привычных человеку образов вызвано тем, что что все в этом Мире берет свое начало в Предвечном и имеет свой прообраз в высших мирах. Поэтому оправдано употребление слов обозначающих предметы и понятия материального мира в качестве символов Божественных проявлений, являющихся источником этих предметов и понятий.
Немаловажное значение имеет так же система этических ограничений, так как из низшего мира можно управлять высшим.
В заключение следует отметить, что тайны Каббалы дано понять не всякому; более того, существует опасность, что человек, не способный в достаточной степени к абстрактному мышлению, может понять символику Каббалы буквально. Тем самым он не только не углубит свое понимание Божественного, но напротив - окажется в в плену антропоморфических представлений о Всевышнем.
Эта статья не претендует на полный и всеобъемлющий анализ Каббалы. Скорее она
Представляет собой попытку дать читателю общте понятия о Каббале, как о закрытой части Устной Торы. Желающие могут получить более полное представление о Каббале из источников, на основании которых ибыла написана статья.


БИБЛИОГРАФИЯ


1. Рабби Йегуда Айзенберг. Что такое Тора? Иерусалим. 5750(1989)г.
2.Рабби Матитьяху Глазерсон. Тайны еврейских праздников. Москва. 2000 г.
3.Рабби Матитьяху Глазерсон. Музыка и Каббала. Москва. 1998 г.
4.Рабби Шимон бен-Йохай. Фрагменты из книги Зоггар. Москва. 1994 г.
Перевод с арамейского, комментарии и приложения к текстам М.А.Кравцова
5. Рабби Михаэль Лайтман. Каббала тайное учение. Москва. 2000 г.
6.Рабби Михаэль Лайтман. Наука Каббала. Из бесед с начинающими.
Сайт:www.spiritsearch.boom.ru.
7. Краткая Еврейская Энциклопедия. Т.4. Иерусалим.1982 г.



БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Эльяшов Александр Львович, кадровый офицер запаса, родился в 1954 году. C 1974 по 2001 год проходил службу в Вооруженных Силах. С 2001 года активно участвует в программах ЕКЦ «Бейт Дан». Имеет публикации в Вестнике Народного Университета Еврейской Культуры в Восточной Украины «Истоки».

 

 

Обсудить в форуме | Гостевая

авторы сайта — Сергей Комраз и Дмитрий Белявитин

Hosted by uCoz